116dengi.ru, Казань,
4 декабря 2008 г.
Страховщики Татарстана: в кризис и посткризисный период 989 просмотров
В период кризиса неизбежность грядущих слияний и поглощений страховых компаний очевидна. Небольшим компаниям просто не выжить на таком высококонкурентном рынке, как страховой. Более полутора тысяч страховых компаний в РФ – явный переизбыток.
Большая доля в этой цифре принадлежит региональным и так называемым кэптивным (карманным) страховщикам, привязанным к конкретным крупным юридическим лицам, не желающим отдавать свой страховой портфель «на сторону». Есть страховые компании, созданные при банках, были даже попытки открывать «свои» страховые компании при автосалонах. Ясно, что это, мягко говоря, неразумно и неперспективно. Сегодня уже пришло осознание того, что перекладывание денег из левого в правый карман не увеличивает их количество. То же можно сказать и о кэптивных страховых компаниях. Однако отдельный разговор о региональных страховщиках, в том числе и татарстанских. Залог их успешности – мощный административный ресурс. Пока он действует, им можно не переживать за свое будущее. Кэптивность тоже бывает разной – все зависит от масштаба деятельности. Ведь ни для кого не секрет, что СК «Чулпан» – основной страховщик Татнефти и всех связанных с ней структур, СГ «АСКО» берет на себя основную часть страховых рисков «Акибанка» и Татэнерго, одним из учредителей «Талисмана» является «Красный Восток» и так далее. Безусловно, поддержка таких мощных клиентов еще долго позволит этим страховщикам чувствовать себя в безопасности. Другая старейшая страховая компания, известная на рынке республики, Промышленная страховая компания, уже вошла в федеральный страховой холдинг вместе со «Стандарт Резервом», «Спасскими Воротами», МСК и другими крупнейшими страховщиками. Вступление в подобные альянсы – залог будущей стабильности и финансовой устойчивости. Характерно для сегодняшнего страхового рынка и появление иностранных страховщиков с мировым именем – Allianz приобрел страховые компании «РОСНО» и «Прогресс-Гарант», Zurich – «НАСТУ», AIG присутствует своей прямой «дочкой» – AIG-Россия. Понятно, что в нынешних условиях остальным тоже приходится задумываться, как жить дальше. Как ни странно, я считаю, что кризис в меньшей степени отразится на небольших страховых компаниях. Да, общее падение покупательной способности отразится на всех, но по крайней мере небольшие компании в меньшей степени зависели от страхования кредитных залогов – просто потому, что имели весьма ограниченную аккредитацию при банках. Многие страховые компании даже не могли войти в рынок ипотеки или государственных контрактов, не могли они рассчитывать и на страхование залогового имущества таких крупнейших банков, как ВТБ-24 или Сбербанк. Ранее это было большой проблемой, зато теперь вылилось в явное преимущество. В то время как крупнейшие страховщики фиксируют падение сборов в разы (причина – провал на рынке кредитования), мелкие и средние страховые компании «худеют» только на 10-30%. А вообще, конечно, страшнее всего за крупнейших страховщиков, входящих в Топ-20 или в Топ-50 страховых компаний России. Ведь если они не выстоят, пострадает огромное количество клиентов. Но об этом рассуждать пока явно преждевременно. Думаю, что грамотное формирование страховых резервов и профессиональный андеррайтинг страховых рисков на протяжении всех предыдущих лет, когда компании росли, позволят им без особых проблем пережить ближайшие год-два. А там, глядишь, и кризис закончится. Наверняка изменения коснутся и рынка ОСАГО. Спустя пять лет после принятия закона страховщики начали фиксировать колоссальную убыточность по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности. По некоторым данным, на сегодняшний день она составляет до 120% от суммы сборов. Понятно, что в разные сезоны и в различных регионах статистика варьируется, но все равно она остается неутешительной. Возросло количество автомобилей на дорогах страны, соответственно выросло и количество ДТП. Средняя цена автомобиля также выросла – следовательно, возросли и расходы страховщиков по возмещению ущерба. Выросли масштабы страхового мошенничества, пострадавшие в ДТП автомобилисты научились взыскивать со страховых компаний виновников компенсации по утере товарной стоимости (УТС), люди перестали стесняться жаловаться в страхнадзор и обращаться в суды. Кроме того, в закон об ОСАГО были внесены дополнительные изменения, призванные повысить комфорт получения выплат, но ввергшие в ужас выплатников страховых компаний – ведь теперь им придется платить еще больше. Сюда относится и упрощенная процедура выплат, когда ДТП с ущербом до 25 тысяч рублей можно будет регистрировать без вызова ГИБДД, и прямое урегулирование убытков, при котором за выплатой по ОСАГО можно будет обращаться не в ту страховую компанию, где застрахован виновник аварии, а в свою собственную. Понятно, что при таких условиях рынок страхования автогражданки становится все менее привлекательным для страховых компаний, многие из них перестают за него держаться и открыто заявляют о своем нежелании продолжать страховать такие договоры. Понятно, что отказать клиенту в страховании они не имеют права, но стараются использовать все возможные рычаги для сокращения доли ОСАГО в своем страховом портфеле. Все идет к тому, что в итоге рынок автогражданки перераспределится между пятью-семью крупнейшими страховыми компаниями, которым будет интересно использовать полученную клиентскую базу для того, чтобы продвигать добровольные виды страхования. Серьезным финансовым бременем является для страховых компаний и оплата услуг аварийных комиссаров. У нас в Казани – это норма, право пользоваться данной услугой есть практически у каждого клиента, купившего полис страхования ОСАГО, – большинство крупнейших страховых компаний берут на себя обязательства по оплате данного сервиса. Некоторые страховые компании даже содержат штат собственных комиссаров. Хотя, например, в Нижнем Новгороде подобные услуги приобретаются и оплачиваются самими клиентами, желающими оформлять страховые случаи с бóльшим комфортом. Думаю, что, потеряв рынок «быстрых и легких» денег, страховые компании вновь обратятся к страховой классике – добровольному страхованию имущества, отделки, частного жилья, а также страхованию жизни и здоровья, то есть кризис заставит страховщиков «повернуться» лицом к простому клиенту. Хотя тарифы однозначно вырастут.
Материал подготовил генеральный директор ООО «Страховой советник "БРОКЕРС"» Андрей КУЗНЕЦОВ.
Вся пресса за 4 декабря 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Тенденции, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
11 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 11 февраля 2025 г.
В ДНР по полисам ОСАГО выплатили более 75,7 млн рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Город N, Ростов-на-Дону, 11 февраля 2025 г.
Аграрии Дона получили 251 млн руб. страховых выплат в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Говорит Москва, 11 февраля 2025 г.
Страховые компании России рекордно увеличили прибыль
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 11 февраля 2025 г.
Прокуратура Кубани предупредила о новой схеме мошенничества
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Чита.ру, 11 февраля 2025 г.
Забайкальский агробизнес назвали самым рискованным в России из-за засухи
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Ведомости, 11 февраля 2025 г.
Тарифы страхования аэропортов и авиакомпаний могут поднять впервые с 2022 года
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета, 11 февраля 2025 г.
Сибирская банда автоподставщиков предстанет перед судом
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
10 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РБК (RBC.ru), 10 февраля 2025 г.
Ozon подал миллиардный иск к владельцу своего сгоревшего склада
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
vesti.az, Баку, 10 февраля 2025 г.
Алиев утвердил бюджет для ОМС на 2025 год
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 10 февраля 2025 г.
Рязанцы стали реже жаловаться на страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Газета.uz, Ташкент, 10 февраля 2025 г.
Обязательное страхование экологического ущерба планируется внедрить в Узбекистане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Профиль, 10 февраля 2025 г.
Давление по касательной
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 10 февраля 2025 г.
В России хотят организовать плановую медицинскую помощь бездомным
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
ЕС определяет запрещенные практики в области ИИ
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости-Крым, 10 февраля 2025 г.
Убрать пробки: улучшить обстановку на дорогах Крыма поможет новый закон
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Более половины опрошенных жителей Сингапура считают финансовую готовность более важной в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 10 февраля 2025 г.
Пострадавшие в ДТП в Приморье пассажиры автобуса смогут получить выплаты в «Росгосстрахе»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 10 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|